СТРАНИЧКА КРАЕВЕДА:
СТАНИЧНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ.

Казачьи общины на Юге России имеют многовековую историю. Они функционировали в тесном взаимодействии с другими общинами (религиозными, национальными), зачастую непосредственно вливаясь в некоторые из них. С потерей военно-служилых функций, к 1920-м годам, казачьи общины трансформировались и приобрели новый вид, схожий с крестьянскими по своему типу. При этом казачество не переставало идентифицировать себя самобытной частью России и пыталось сохранить свои устои. На этой почве, зачастую возникали конфликты, где казаки предпринимали попытки отстоять свой «мир».

Стремления к сохранению своих традиций проявлялись на выборах в сельские советы и в нашей станице. Например, 8 марта 1925 г. у нас проходили перевыборы сельского совета. Тогда 310 станичников выбирали состав сельского совета, который должен был состоять из 33 человек. В этот же день на заседании сельского совета нового состава выбирали председателя. Было предложено 7 кандидатур. В отношении кандидатуры пришлого коммуниста Борисова последовало предложение потомственного казака станицы Бондаренкова Фёдора Васильевича: «Нам партийных не надо». Казаки единогласно поддержали это предложение. Председателем выбрали местного казака Гринькова, остальных кандидатов утвердили в президиум. Казаки отстаивали свои права и в повседневной жизни. Так, крестьянин Снеговской житель хутора Верхне - Подпольный, в 1925 г. написал статью в газету Советский Юг, где жаловался на то, что в этом хуторе «прослеживалась недоброжелательность между различными группами населения и даже некоторая вражда». Казаки не хотели платить налоги, так как до Советской власти их не платили. Не было в хуторе, как в большинстве населенных пунктов, ни партийной ячейки, ни избы «читальни». Однако, как отмечал крестьянин, хуторяне все же читали газеты «Молот» и «Советский пахарь». Они не желали подчиняться новым законам. Выплата налогов для нашего народа означала утрату личной принадлежности к казачьему роду, а ячейку местные казаки считали ненужной организацией, так как там насаждались чуждые идеи.

Несмотря на то, что общие собрания, функционировавшие в 1920-е г. не исключали возможности сохранения былых устоев, которые сложились при деятельности казачьих Кругов в течение веков, казаки, к началу коллективизации окончательно утеряли главную общинную ценность - внутреннюю автономию. Если в середине 1920-х г. традиционность народных сборов давала казакам надежду, на то, что их мир сохранится и рано или поздно все вернется на свои места, без дальнейших видимых потрясений, то к концу НЭПа эта идея уже не упоминалась.

Газета "Казачья искра"

Военно-патриотический клуб РостГМУ , корпус ректората,  1-й этаж

Seo Joomla

Algebra