hor

Пономарева Ольга Васильевна, донская казачка х. Мрыховского ст. Мигулинской
Беседовали: Капустин Пётр, донской казак х. Мещеряковского ст. Мигулинской, Коновалов Александр, донской казак ст. Мешковской.
Мрыховский народный хор с его бессменным руководителем Ольгой Васильевной Пономаревой можно полноправно считать гордостью Верхнего Дона. Музыкальный коллектив, созданный жителями одноименного хутора, прогремел когда-то на всю страну. Были и Кремлевский дворец, и студии Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Репертуар особо придумывать не пришлось, песня здесь – это жизнь. Целые экспедиции потянулись в хутор за уникальным фольклорным материалом – песенными традициями верхнедонцов.
Дед Ольги Васильевны, Аникандр Меркулов, был хуторским атаманом. Его расстреляли на глазах жены и детей красноармейцы после подавления Верхнедонского восстания.
Растянувшийся на шесть километров Мрыховский хутор медленно умирает, как и многие другие некогда богатые хутора Верхнедонья. Ближайшая школа находится в соседних Мещеряках, административном центре так называемого «сельского поселения». Молодежь в хоре, да и в хуторах долго не задерживается – кроме небольшого сельского клуба и кооператива с обнадеживающим названием «Казачий» здесь ничего уже нет.
К сожалению, не так много мест осталось на Дону, где можно еще услышать то удивительное и самобытное пение донских казаков, без современной обработки и музыкального фона в угоду скучающему зрителю и коммерческой обстановке.
____________________________________________________________________________

Какого вы года рождения, откуда ваши корни, расскажите про ваших предков?

- 2 июля 1934 года родилась тут в Мрыховском. И родители мрыховские: и мама и папа. Мама по правилам была с двянадцатого года, но ей добавили год перед венчанием, а папа был с адинадцатого, а когда венчали, добавили с десятого. Годов не хватало пред венчанием. Обои мрыховские, обои Меркуловы. И мама была девичья Меркулова и вышла замуж за Меркулова. Это наши мрыховские родовые фамилии. Ишо Мрыхины, Назаровы, Коноваловы...

Расскажите, как жили перед войной, про казачью жизнь при советской власти.

- Я много не помню, ишо маленькая была. Про казаков не говорили, под запретом всё было. Помню, голода были. Я ш не знала што голод, а што мама доставала с сундука платки красивые, один платок и сейчас стоит перед глазами персидский назывался, он весь переливался разными цвятами. Отец его взял и увез куда-то и поменял на муку или на зярно, я ня знаю. Это, наверное, ридцать седьмой был. Помню, сказали, что война началась, отца проводили. А дядька мой привез мне из Мешковской петуха – прянец. Помню, как немцы заходили, бабушка на городе полола кукурузу, я возле её стояла, а эти самолеты лятять. Я ей говорю: «Бабуня слухай, как музыка играить». А енто бомбы южеть зачали. Овцы колхозные, бомбили по них. Как начали рваться, побегла я убегать. Вот с ентого момента я помню, как мама помогала нашим отступавшим солдатам, как мама еду относила нашим партизанам чрез левады.

Как немцы себя вели во время оккупации?

- У нас в хате была комендатура. Был тут самый главный немец. Когда он был, у людей ни чаво не брали. Приводили к нам во двор наших раненных, стояла грушиня, под ней их расположили, люди шли, несли им еду. Энтот немец никогда ни чё не сказал. И потом яво удалили, а прислали каковто, у людей начали всё брать и к пленным престали допускать. Потом помню как свобождали, ночью стучать к нам в хату. Мама спрашует: «хто?». Они говорят: «свои». Зашли в хату. Разведчики, оказывается. И они пошли у нас языка взяли, расспросили его, бросили и ушли за Дон. Я думала они все были в снегу, а енто у них как плащ-палатки такие были.

Расскажите про Мрыховский народный казачий хор, когда он был образован, как родилась идея.

-Я работала в клубе. Был у нас собрание к 50-летию советской власти. Дронова Наталья Никифоровна, завотдел культуры предложила к юбилею что-нибудь придумать, может, хор образовать. Ну я и образовала. Мама, сястра Нюся, двоюродные сёстры, троюродные сёстры, дяди. В 1966 году первый раз мы выступали в Мещаряках (*- хутор Мещеряковский Верхнедонского района) в старом клубе. Там был смотр к 50-летию, ну мы собрались, сыграли, да и всё.

А репертуар вам заказывали или оговаривали как-то?

-Нет, сами мы. Это уж когда в раевоне заняли первое место, потом в Миллерово поехали. Приехали последними, все ансамбли уже попоуехали: Вёшки, Боковцы были – северная сторона. И как мы вошли, нам сразу «ну спойте», мы им сыграли песню «Веселитесь донцы, храбрые казаки» и весёлую «Что ж ты жинка губы жмёшь». И вот они сказали: «вот это все, что нам надо» Так всё и пошло. Пошутили да и в Ростов поехали. Там тоже взяли первое место.

Как народ реагировал когда вы выступали?

-Очень хорошо. Мы всягда выступали всех последнее. И зал не уходил, пока мы не выступим. Когда мы начанали выступать это вообще што было, принмали нас.

Какой контингент ходил?

- Да все ходили. Я как то не обращала внимания казак это или ишо хто. Я просто играла наши казачьи песни. Навернош и казаки были, тогда об энтом дюже не говорили.

А название хора сразу имело приставку «казачий»?

- Нет сначала просто «Мрыховский хор», казачий в Ростове перед поездкой стал называться. Потом уж когда в Москву поехали, после выступления нам там присвоили звание народного. Было это всё в 1967 году.

А какой состав был в начале?

- В начале был семейный, в основном все родственники. Потом когда в Москву собирались, добавились Костей Костеич- бубенщик, Мили (* - Мелания) Юркина с Мещаряков, Любовь Семёновна, Иван Фёдорыч, Раиса Ивановна и в Мрыховском прибавились Бедросова Евдокия и Лукьянова Мария. Ну а не поехали в Москву: мама, сястра не поехала, Ващаева не поехала, энто каки первы начинали.

А можете тогда перечислить первый состав, кто начинал, потом кто добавлялся кто уходил?

Первый состав: Меркулова Лизавета Аникандровна (мать), Ковалёва Анна Васильевна, Автомонова Анна Ивановна, Портукова Клавдия Степановна, Меркулов Иван Михалыч (брат отца), Меркулов Пётр Михалыч (брат отца), Чурбусов Сергей Харитоныч, Мрыхин Пётр Константиныч, Мрыхин Гаврил Осипович, Перепелицина Ляксандра Грегорьевна, Мрыхина Марина Михаловна, Назаров Иван Агафоныч, Назарова Ляксандра Ивановна. Все они мои родственники, сваты или кумовья. В Москву уже поехали 23 человека, добавились Меркулов Константин Константиныч, Севостьянова Любовь Семёновна, Юркина Миланья Афанасьевна, Меркулов Иван Фёдорыч, Раиса Ивановна, начала выступать, но в Москву не поехала, Бедросова Евдокия Ивановна, Лукьянова Мария Павловна и Дурнябкина Софья Агафоновна. Или родственники или сваты или кумовья.

В Москве вас тоже встретили «на ура»?

-Да. В Москве мы выступили в Кремлёвском дворце съездов. В малом зале ишо смотр там был один, отбирали. Мы там в основном много ездили выступали в Орехово-Зуеве, в Шарикоподшипниковом, в Центральном парке. Неделю провели в Москве.

Деньги вам платили за выступления?

- Ничего. Командировочные нам платили и средний заработок сохранялся. Все ж работники были. А питание было по талонам.

Как потом развивалась деятельность, где ещё выступали после Москвы?

- В Новочеркасске выступали, в Старочеркасске, в Каменске, Миллерово, в Романовской станице выступали. В Ростове было за год раза три-чатыри выступали.. Потом начали ишо появляться коллективы какие поближе. Это ж нам надо было и транспорт, и командировку, и с работы освобождать надо. А когда 90-е пошли никто нам ниче не стал давать. Старые начали отставать, молодёжь начала набирать. В общем у мене был самый старый участник 1905 года Иван Агафоныч Назаров, а самая молодая была в то время Валя Бирючкова, сорок шастого года. До конца 80-х мы постоянно ездили выступали. В 90-х мы стали ездить тут по месту: Вёшки, Миллерово, Старочеркасск, Богучары, в Кашарах несколько раз, Чертково раза 3 выступали. В Москву второй раз ездили в 1986 году, уже новым составом.

А репертуар как складывался, откуда песни брали?

- Откуда песни брала? ( Смеётся) Мама меня учила в основном. Потом Любухина Марфа Гавриловна, тоже родственница моя, от ней многим песням научилась. Кстати вот эта песня «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»… отец Марфы Гавриловны… чей же он был?(задумалась). Он 1887 года рождения. Я ишо девчонкой к ним ходила после войны. Приду к ним, а они песни играли. Приду домой, говорю маме: «а у Яфсеевых песни играють, как гармонь». Дед Гаврил, тётка Алёна, Махора и Валя, внучка ихняя, вот в чатвером они её и играли. Я её в жисть пустила эту песню от деда Гаврила. А, вспомнила: Бабкин Гаврила Андреич он был. Всё мрыховское.

Вы никогда не подсчитывали какое количество песен вы исполняли?

-Да хто их знаить. Много, очень много. Одних старинных более двухсот, а со всеми народными, современными ишо больше.

А современные это какие?

-Это песни 50-х, 60-х годов. Народные. Пятницкий, Воронежский, Саратовский хоры которые исполняли. Но это только когда большой концерт. Мы и старинные исполняли и такие.

А вы застали когда ещё дома казаки играли песни во время застолий или ещё когда, когда это было само собой естественно?

- Застала я, конечно, как дяды пели. Вот играють какую-нибудь игровую. Помню, сидять играют песню «Ермака». А музыка какая была, меры такие железные…

Меры это что?

-Ну раньше зярно мерили, мера такая жалезная. Вёдра. Тазок взяли. Как загремели. Ой, как было. Костей Костеич, без ног был, как на бубине играл, бубен большой такой, он яво сам сделал. Он от отца научился играить. Целое искусство. Сколько слышу бубенщиков, лучше Костей Костеича никто не играл. Вот то было (с восхищением). Но чаще играли голосами, только плясовая под бубен, если был, а так тоже голосами без сопровождения. Мы и выступали с одним бубном, а в Ростов поехали, глядишь у других, то баян, то ишо што то. Мы тогда тоже начали баян брать. Павла Прибыткова взяли. Ох, он и славно играл!

Песни как-либо подразделялись в старину?

- Да. Игровые, плясовые например (начинает петь) «Рас послала мене мать за белою глиною», под неё танцавать там ноги сами ходють. Свадебные- (начинает петь) «Я думала свету нету там заря», кони едут у них бубенчики и на дышлине большой колокольчик, лошадь идёть и бубенчики под шаг играють. Протяжные ишо играли, вот (тоже поёт) «Да весё-о-о-о-лая-я-я-я, да бесе- е- е-е- ду-ушка…». Походняя: « Ой иии за леса горы кооо-пеей, мечей, едет сотня каааа-закооов ли-ха-чей». Это вот строевая.

Расскажите, как раньше свадьбы праздновали?

- Раньше свадьбы были, не так как сейчас. Столов понаставять и все сядуть и сидять и сидять. За столом сидели только молодые, другой стол стоял в стороне с выпивкой и закуской, а гости все по лавкам и скамейкам сидять. На подносах разносили выпивку, гости выпили, к столу подошли, закусили и заиграли песню. Танцавали все. За столами никто не сидел. И свадьбы тогда веселые были.

Сейчас много споров о пьянстве, присуще это было казакам на праздниках?

- Нет, тогда так водка не лилась рекою. Казаки все знали меру. Выпивали для веселья.

А знаете песню «Снежки белые пушистые…»? Её на Нижнем Дону у меня в семье играли.

- Да (начинает её играть). Но у вас не так её играють. Чуть по-другому.

Не могли бы вы рассказать о различиях в исполнении? Сейчас казаки собираясь с разных мест, и играя вместе песни зачастую обвиняют друг друга в неправильном исполнении, что часто мешает сохранению простого бытового пения казачьих песен.

- Бывает и такое. На нижнем Дону есть песни, которые у нас не знают, у нас есть песни которые они не играют. У нас дисконт идёть, совместно со всеми слова выговаривают, а на нижнем Дону некоторые просто тянуть, без слов. Да что там говорить у нас в Мрыховском одну и ту же песню, на разных концах хутора по-разному играють, чуть мотивы разные (тут же спела два исполнения «На горе мальчик зародился»). А говор, как отличается, в Стогах ( соседний хутор Стоговской) скажуть «трава зялёная», а в Мрыховском уже «зилёная». У нас на Дону везде свои особенности. И все по-своему правы.

А расскажите о ролях в казачьей песне, как дишканят?

- Вот начинается первая партия, начинает запевала, по нашему заводчик, а дисконт это высокая партия. Заиграл заводчик, потом яво подхватывают все, а затем уже высоким голосом начинают дишканить.

Скажите, а как вы смотрите на творчество и значение академических ансамблей которые поют старинные народные песни, таких вот профессиональных, которые подбирают артистов, скорее больше не из народа, а с образованием. Не обязательно казаков, то есть тех, кто в живую не слышал эти песни. У которых больше академическое исполнение. Как вы смотрите на их вклад в сохранении культуры?

- Они чуть переделывают, не истинно поют. Обработку делают народной песне. А её ня надо делать, надо чтоб она осталась энта песня. Как её играли в старину деды наши и прадеды. Надо штоб она такая и осталася. Ну сейчас же почти всё под музыку идёть. А раньше только голосами, там и не нужен был инструмент. Я же вам говорю, как я пришла к Яфсеевым, а они играють, как гормонь играет. И только голосами.

Как насчёт молодёжи, пробовали как-нибудь обучать?

- Так у мене же молодёжь. Даша внучка моя, она консерваторию, третий курс заканчивает в Ростове. Она с 5 класса начала ходить в хор. Ишо Фомичёв Серёжа учиться на 3-ем курсе училища искусств и Максим Иванов уже первый курс отучился.

А вот скажите, песню «Не для меня» в семьях играли?

-Говорили, что это песня каторжника.

То есть эта песня и не казачья?

-Да почему, сколько казаков выселяли, в том числе и на каторги, тем более Дон вспоминается в песне.

Есть просто интересная версия, что в начале двадцатого века эту песню исполняли цыганским романсом.

-Я не слышала про это, но вот сястра моя Нюся 92 года. Так вот она говорила, что эту песню играла её мать, и там в одном припеве, за каторгу вспоминается. Она говорила: «Оля у ней слова ишо есть, она длинная эта песня». Но у нас по домам её не играли, и в репертуаре у нас её поначалу не было.

А какие старинные песни хор исполнял в начале?

-Да много. «На вольных на степях Саратова», «Веселитесь донцы, храбрые казаки», шутошная «Что ж ты жинка губы жмёшь», «Из-за леса копий, мечей», «Пчёлочка златая», «Поехал казак на чужбину далёко», «Хуторочки», «В доме нездоровье», «За горами, за долами, да за кременскими», «Раз послала мене мать за белою глиною».

А из современных казачих ансамблей можете выделить, кто хорошо поёт?

С Боковской (ст. Боковская) хорошо поют «Православный Дон», «Зарница» (Вёшки). «Бузулук» с Волгоградской области хорошо играють, они по старинному играють.

Когда начали заниматься с молодежью?

- С детьми начала заниматься примерно с 80-х годов. Я начала ходить в школу, взяла один 6 класс и довела, до 11. Затем они разъехались. Потом ишо брала классы.

Как часто проводили занятия?

- Я в неделю три раза ходила в школу в Мещеряки. Ходила пеши ( от дома Ольги Васильевны до Мещеряковской школы расстояние 3,5 километра). Рассчитывала время, чтоб успеть под конец занятий. Затем у нас начиналась репетиция. Дети ходили по желанию. Был один период , когда детей мне возили на школьном автобусе, это уже недавно было.

А сейчас хор выступает?

- Конечно, мы в Вёшки ездили вот недавно на «Шолоховскую весну», в Елань ездили на открытие памятника, в хуторе на День победы выступаем, на 23 февраля, на День России, мы часто здесь выступаем, хотя я сейчас уже не руковожу хором, сейчас Михайлов Серёжа руководитель.

Расскажите, пожалуйста, сейчас в хоры отбирают тех, у кого есть голос, а в старину играли все казаки и казачки поголовно, с чем это связанно?

- Это надо песню любить, чтобы заиграть. Вот моём детстве, когда песни играли, я сидела и слухала.

В старину, говорят, играли целыми станицами и хуторами?

- Да играли. Что бы песню играть надо её любить.

Но ведь не у всех есть голоса или музыкальный слух?

- Ну так же и раньше было, но казачья песня позволяет играть каждому. Каждый может найти себе место. Только надо слушать, а потом и голос развиваться начинает с игрой. Ишо сейчас надо смелость внутреннюю, чтоб не стесняться. Бывает человек хочет запеть: а вдруг заиграю, не туда заведу. А в старину- это всё было естественно, казаки жили с песней.

Так какой рецепт молодым казакам, которые хотят научиться играть казачьи песни?

- Вы хотите научиться? Ну раз хочется, вы научитесь. Все же на ошибках учатся. Тренировки должны быть, чем больше вы играите, тем лучше получается, да и голос разыгрывается. И надо прислушиваться друг к другу.

А расскажите о танцах казачьих, как казаки в старину танцевали?

- При мне уже не танцевали, но про маминого брата, мне рассказывал Гаврил Осипович, когда он ишо был мальчишкой, он всё это застал. Так вот он говорил, что мамин брат был очень развитый, как он с шашкой танцевал, как он конём владел! Вот едеть он на коню и на скрипке играить, надо он коня пустил и под ним пролазит, и спереди. Джигитовал дюже славно. И с шашкой так танцевал, что вообще не описать.

А были какие-то старинные танцы ещё?

-Конечно, «Нареченка», «Бедная» -это женщины танцавали, «Поличкя с каблучком», «Поличкя простая», «Карапет», «Страдания» танцавали. «Краковяк» танцавали вместе мужчины с женщинами.

А вот, именно мужчина, как танцевал, были какие-то особенности?

- Когда мужчина танцавал - это красота. Казак, как он струнка. Хоть казачка, хоть мужчина. Мама говорила, что у нас казаки все прямо танцавали, всё ногами выделывали. Как в старину говорили: «выделывать кренделя». Это уж вот в советское время начала внядряться шлёпка (* прихлопывания руками по ногам) и присядка. Это цыганское, эти шлёпки. Но это не наша манера. Казак не гнулся в танце.

Скажите, сейчас, чем дальше тем меньше потомки казаков знают казачьи песни, домашнее исполнение умирает. Как заставить молодёжь их учить?

-Да они не хотять их учиь. Да они тяжелые, трудные. Вот слухай. (Спела начало песни «Жил да был черный кот..», а затем сыграла начало казачьей песни). Ну как, что легче?

Первое.

- Ну вот.

Скажите, а казачьи песни отличаются от народных песен центральной России?

- Да конечно, они разные, и исполнение совсем другое. У нас чуть чуть с Воронежской областью похожи, несколько песен совпадают, но играем мы их совсем по-другому. Донская песня самобытная.

В хоре ни у кого музыкального образования не было?


-Да. Никто никакого образования не имел. Всё из семей.

Ну как всё таки заставить молодёжь играть песни?

-Трудно. Любители должны быть казачьих песен, старины, вот они и должны обучать. Только хто любить. Навязать её не навяжешь. Или государство должно поддерживать.

Как региональный компонент в школе?

- Вот тогда может быть. Тогда бы оно и осталось.

Скажите, у вас есть записи исполнения песен?

- Да, у нас один диск записан, там 14 песен, записывали мы его в Казанке (станица Казанская Верхнедонского района).

А сколько песен у вас в репертуаре? Сколько именно старинных?

- Песен много, очень много, ишо много мы даже не разучили, более 200 точно. А дяды ишо больше знали. Много песен с дядами ушло. Некоторые наши песни находишь в песенниках. Люди у нас их знали. Записать их записали, а мелодий та нету. На одну песню были по три варианта, в трёх рядом расположенных хуторах. И песни многие сокращают, а они ж большинство намного длиннее, чем их сейчас исполняют. Ушло много походных песен, которые только казаки исполняли. Надо бы раньше было. Я как то пошла в 80-х к деду, а яму уже было 90 с лишним лет. Он песенник был, все знали. Я пряшла к няму. А он говорит: «что ж ты моя хорошушка, сколькя я их знал, а сейчас не гож совсем стал».

А в каких годах стали петь меньше, когда спад пошёл?

- Как начали старики уходить. Ишо 70-е, 80-е играли. Как праздник какой, по хутору и там играють, и в том кутке играють, и за речкой играють. А сейчас уже и не услышишь.

А вот недавно была перепись, многие писались казаками, как вы на это смотрите?

- Это потомки казаков.

Почему не казаки, когда же они закончились?

- Они не кончались, их хотели закончить.

Вот у меня родители казаки (так совпало), я могу себя называть казаком?

- Значить и ты казак. Ну а честь какая( *-зачем тебе это(гутор))? Раньше это была гордость, что ты казак. Это не просто себя назвал и всё. А сейчас это все принижають, давють. Радио поймаешь, туда крутнешь: хурдыберды да хурдыберды, а казачье затирают.

Как вы считаете надо развивать казачье самосознание, говорить детям кто их предки, говорить им что они казаки?

-Стоить, но это трудно. Но не просто казак и иди всё. Должна воспитываться совесть, честность, гордость, что ты казак. Вот мои дяды. У нас же работников не было. Мы все делали сами, своими руками. Вот это истинные казаки были. Богучары, Мамон – все они были тут у казаков в работниках. А сейчас казаки у них в работниках. Наши казаки сейчас где? В Москве, в Сочи. Их унизили, они толькя в работниках, молодежь дома не работает, никого нету. Казак он-о казак¸но он теперь работник. Или у каковта шишкаря стоит в охране или сторожит чавойто. А многие потомки потеряли честь казачью. Раньше, какие были казаки, а сейчас хто захотел, тот и назвал себя казаком. Раньше ведь его видно было, што он казак. Мама мне говорила, казака из даля видно, што идёть казачок, весь подтянут. И по делам другие были, честь не теряли. А какой сейчас? Жалко, што наша культура уходит. Жалко, что всё это так. Дай Бог, чтоб казачество жило. Не просто жило, а на уровне.


1. Пономарева Ольга Васильевна (1934 г.р.)
2. Меркулова Елизавета Никандровна (1911 г.р.), мать (1).
3. Назарова Александра Ивановна (1911 г.р.)
4. Назарова Иван Агафонович (1905 г.р.), муж (3), сваты (2)
5. Рудь Ирина Васильевна (1931 г.р.)
6. Ващаева Анна Андреевна (1927 г.р.)
7. Чурбасов Василий Васильевич (1910 г.р.), отец (5)
8. Перепелицина Александра Григорьевна (1911 г.р.)
9. Меркулов Иван Михайлович (1913 г.р.), дядя (1), брат отца
10. Фартукова Клавдия Стефановна (1924 г.р.), троюродная сестра (1)
11. Мрыхина Марина Михайловна (1916 г.р.), сваты (2)
12. Бирючкова Валентина Михайловна (1946 г.р.)
13. Меркулов Петр Михайлович ( 1921 г.р. ), дядя (1), брат отца
14. Автамонова Анна Ивановна (1918 г.р.), двоюродная сестра по матери (1)
15. Мрыхин Петр Константинович (1913 г.р.)
16. Куренская Анна Ивановна (1940 г.р.)
17. Дурняпкина Софья Агафоновна (1912 г.р.), сестра (4)
18. Чурбасов Сергей Харитонович (1910 г.р.), двоюродный брат (7)
19. Севастьянова Любовь Семеновна (1933 г.р.)
20. Меркулова Раиса Ивановна (1938 г.р.)
21. Раиса Григорьевна Очкис, директор Казанского ДК (в центре)

 

Военно-патриотический клуб РостГМУ , корпус ректората,  1-й этаж

Seo Joomla

Algebra