«БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВСЕХ»

Хмелевской И.И., г.Ростов-на-Дону

 

Данный доклад имеет автобиографическую составляющую и покажет, как обучение в высшем учебном заведении - Ростовском Государственном Медицинском Университете помогло автору этих строк в вопросах социализации и адаптации к условиям современной жизни.

Немного об авторе: автор является студентом 5 курса РостГМУ, инвалид 2 группы по зрению (с детства), кмс по шахматам, бронзовый, серебряный призёр первенств мира по шахматам среди юниоров-инвалидов по зрению (Швеция, Стокгольм 2008 г., Греция, остров Родос 2012 г.), победитель и призёр первенств России, капитан команды РостГМУ по шахматам.

Проблема социализации людей с ограниченными возможностями заключается не только в физических ограничениях, но и в психологических особенностях личности. У многих присутствуют такие черты как замкнутость, стремления отграничиться от внешнего мира, мысли о том, что «ты не как все, неполноценный». Всё это ведёт только к усугублению ситуации, депрессиям, а иногда даже к попыткам суицида. С древнейших времён общество старалось отграничиться от инвалидов, а порой и избавлялось физическим путём: спартанцы, к примеру сбрасывали младенцев, имеющих какие-либо дефекты или, по их мнению, слабых и нежизнеспособных, со скалы. Жестокий обычай, продиктованный необходимостью сохранения в генофонде только самых сильных и выносливых особей для защиты целостности государства и выживания народа в условиях постоянных военных конфликтов того времени. Шло время, человеческая цивилизация росла и развивалась, настала эра научно-технического прогресса, также возрос и уровень культуры, просвещённости, общество стало более гуманным. Люди начали понимать, что порой не сам человек виноват в том, что родился таким или стал в результате болезни, несчастного случая, что со всяким такое может произойти, никто не застрахован. На государственном уровне начали решаться и проблемы инвалидов, в том числе проблема социализации: создаются условия для получения среднего, высшего образования, создаются рабочие места, начинают функционировать общественные организации, защищающие права инвалидов и помогающие им адаптироваться к условиям современной жизни.

Теперь же непосредственно хотелось бы рассказать об условиях и возможностях в моем вузе для студентов с ограниченными возможностями. В первую очередь хотелось бы отметить социально-материальную поддержку, оказываемую в РостГМУ студентам-инвалидам: поступление на внеконкурсной основе, предоставление социальной стипендии, оказание материальной помощи в виде ежегодных дотациий, размещение и бесплатное проживание в общежитии, расположенном на территории университета (очень важный фактор для обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, связанные с ограничением движения!). В плане организации учебного процесса также предоставляются все условия для обучения студентов: светлые просторные лекционные аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения, помимо учебной литературы и методических пособий имеется электронная библиотека, предоставляющая доступ через сеть интернет к огромной базе учебной и научной литературы. Активно функционируют студенческие научные кружки, на которых любой желающий может получить новые знания и поучаствовать в создании научных работ. И это далеко не весь список возможностей для обучения и творчества, предоставляемых вузом.

Так как РостГМУ это медицинское учреждение, то особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и спортивной деятельности среди студентов. Особый вклад в этом направлении оказывает кафедра физической культуры, лечебной физической культуры и спортивной медицины под руководством заведующего кафедрой, профессора Харламова Евгения Васильевича.

О спортивной деятельности, изменившей мою жизнь, и пойдёт ниже речь. При поступлении на 1 курс помимо проблем со зрением у меня имелись и другие проблемы со здоровьем, главной из которой был лишний вес, в «лучшие» времена достигал около 120 кг, всё это приводило к быстрому переутомлению при интенсивной умственной и физической работе, ощущению нехватки энергии и потере интереса к жизни, депрессиям. Однако я понимал, что мне нужно окончить обучение в университете, получить образование, осуществить мечту - получить диплом врача и своей деятельностью приносить пользу людям. Нужно было что-то делать, и первым шагом было посещение занятий в лечебно-оздоровительной группе в рамках занятий по физической культуре. Занятия проводились по специальным методикам, разработанным коллективом кафедры и под постоянным медицинским контролем (курирующий врач: Готадзе И.И.). Помимо занятий физической культурой был разработан индивидуальный план питания и даны рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха.

В результате регулярных систематических занятий на кафедре и выполнения рекомендаций по коррекции образа жизни в течение нескольких лет наступило значительное улучшение самочувствия, появилась бодрость и энергия для ведения активного образа жизни. Однако, я чувствовал, что этого мало, можно, и даже нужно больше тренироваться! На кафедре физкультуры РостГМУ для студентов функционирует множество бесплатных кружков и секций, на первой же лекции по физической культуре проводился опрос, кто каким спортом занимается или хотел бы заняться и предлагаются варианты для последующей спортивной деятельности. Я дополнительно посещал секцию шахмат, но мне хотелось заниматься спортом, где присутствовали бы и физические нагрузки. Я с детства мечтал о занятиях боевыми искусствами, но понимал, что в моей ситуации это почти невозможно… Как-то раз я был в Москве на турнире по шахматам, а на следующий день наблюдал соревнования по дзюдо. Выступали слепые и слабовидящие ребята, но посмотрев на их поединки, никто бы не сказал этого! Они практически ничем не отличались от «нормальных» бойцов! Дзюдо очень зрелищный и красивый вид спорта, и я решил, что когда приеду в Ростов, то найду секцию и пойду заниматься… Но у нас тренировки по дзюдо не проводились, да и поблизости от места моего проживания тогда тоже не нашёл. Однако занятия по боевым искусствам у нас в университете проводились - тренировки по кикбоксингу, о которых я случайно узнал от друга. Сначала даже посмеялся и сказал ему, что меня не возьмут туда, но эта информация не давала мне покоя, и я решился…

В один прекрасный день я пришёл на кафедру посмотреть на тренировку. Тренировки проводит мастер спорта по кикбоксингу, многократный чемпион России, чемпион Евразии Романченко Александр Владимирович, начальник военно-патриотического клуба РостГМУ «Военный врач». Я был очень впечатлён, понял, что это то, что я искал, то, что мне надо! Но также я понимал, что меня могут и не допустить по состоянию здоровья, поэтому обсудил этот момент с тренером. В итоге был разработан облегчённый план тренировок по особой методике, где упор делался на общефизическую подготовку, направленную на снижение веса, это был первый этап, опять же, тренировки проходили под постоянным медицинским контролем. Я начал тренироваться, поначалу факт того, что я занимаюсь чем-то помимо шахмат я скрывал от всех, т.к. опасался, что не поймут и засмеют. Со времени начала тренировок (осень 2013 года) прошло время, друзья и знакомые начали замечать, что меняюсь внешне, спрашивали, почему я худею, не заболел ли я?! Поначалу я отшучивался и говорил, что на учёбе так гоняют, что было отчасти правдой, однако я и сам удивлялся результату - вес со 120 килограммов снизился до 76! Я в прямом смысле слова начал летать! Но это только внешние изменения, самые важные изменения произошли внутри меня. Тренировки помогли воспитать характер, стойкость к жизненным неурядицам самостоятельность, сформировали особый философский подход к жизни, всё это очень помогает мне в моей повседневной жизненной и учебной деятельности, и самое главное, там я встретил замечательных людей, которые меня поддержали тогда и поддерживают сейчас, помогают развиваться и совершенствоваться дальше! Помимо занятий спортом я был вовлечён в общественную деятельность в рамках военно-патриотического клуба РостГМУ, занимающегося патриотическим воспитанием молодёжи, просветительской и благотворительной деятельностью.

Вывод: спорт – это прекрасный способ для социализации людей с ограниченными возможностями, воспитывающий качества, необходимые для борьбы с недугом и при правильном подходе к тренировкам полезен абсолютно всем людям, имеющим возможность заниматься, самое главное - начать! А инвалиды – это такие же люди со своими амбициями, стремлениями к успеху, ЛЮДИ С БЕЗГРАНИЧНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ!

 

 

Военно-патриотический клуб РостГМУ , корпус ректората,  1-й этаж

Seo Joomla

Algebra